12 качеств профессионального диктора

12 качеств профессионального диктора

Facebook VKontakte Odnoklassniki Twitter

Каким образом Вы можете улучшить качества своего голоса?
Предлагаем Вашему вниманию 12 обязательных качеств профессионального диктора, обретя которые, Вы получите полный контроль над своим голосом и, возможно, откроете новые возможности!
От чистоты артикулирования, экспрессивности до безэмоционального, холодного, бесстрастного чтения материала, Вы сможете подняться над собой и заставить Ваш голос быть слышимым всегда и в любой ситуации.

Дюжина голосовых навыков.

«Если бы с неба каждый раз падало хотя бы по доллару, в то время, как у меня спрашивают, как заставить свой голос звучать, мне бы можно было бросить работу диктора!» - говорит один из известных дикторов-профессионалов. И в этом есть большая доля истины! Мы решили подвести жирную черту под этим вопросом и подбить все умения дикторского мастерства в одной статье.

1. Артикуляция.

Чистота выговора или артикуляция у профессионального диктора должна быть безупречной. Каждое произнесённое слово должно быть чётко слышно, не должны проглатываться, прожёвываться или пережёвываться никакие буквы. Однако есть очень тонкая грань, которую знают и ощущают профессионалы и удачно балансируют на ней. Эта грань лежит между двумя понятиями «недоартикуляции» и «переартикулированием». «Переартикулирование» грозит тем, что Ваша речь не будет восприниматься естественно. Артикулируя избыточно, Вы будете вызывать недоумение у собеседника - Ваша речь не будет позволять Вашему оппоненту сосредоточиться на содержимом разговора. «Недоакртикуляция» всегда указывает на леность натуры или неполное умственное развитие. При приёме на работу телеведушего, радиоведущего и пр. всегда обращают внимание именно на свободу артикуляции, на отсутствие завышенных или заниженных данных в этой области речевого искусства.

2.Чистота.

Чистота, в данном случае, вовсе не означает регулярное посещение душа или ванны. Ваша речь должна быть свободна, чиста от сторонних шумов, наличие которых сильно затрудняет восприятие речи диктора. У некоторых людей - это дар от Бога и у них прослеживается минимум присутствия речевых шумов. Другим приходится тратить годы на борьбу с ними. Но у большинства людей количество шумов речи приблизительно одинаково, это: звуки сглатывания слюны, щелчки, присвисты и пр. Избавляться от одних — не сложно, достаточно при чувстве пересыхания во рту выпить воды или пользоваться специальным увлажняющим спреем. Другие — присвисты или избыточные свистящие звуки — требуют длительной работы над своим речевым аппаратом в поисках правильности звукоизвлечения. В итоге, часто ценится тот диктор, после записи которого звукорежиссёру приходится тратить наименьшее количество времени на удаление всех дефектов голоса диктора из записанного трека.

3. Постоянство

Очень важным качество диктора, является постоянство. Постоянство его речи. Если диктор в состоянии постоянно держать свою речь на одном уровне громкости, энергии, ритме, артикуляции — это именно тот диктор, который нужен всем звукорежиссёрам и режиссёрам.

4. Достоверность.

Умение вникнуть в суть озвученного материала… Крайне необходимая часть дикторского мастерства. Профессиональный диктор всегда будет звучать так, как будто он крайне заинтересован материалом озвучивания и даже, более того, всегда сможет заинтриговать слушателя сутью материала. Да и с другой стороны, если диктору не интересно то, о чём он читает, то, как смогут люди проникнуться его речью? Достоверность прочтения материала диктором так же зависит от умения читать с листа практически любой текст и при этом уметь забегать глазами вперёд озвучиваемых фраз, вникая в суть происходящего и передавая глубинную окраску материалу.
У профессиональных дикторов есть целые системы, помогающие им передать слушателям свою заинтересованность предметом озвучивания. Некоторые дикторы жестикулируют во время начитки текста, другие — строят гримасы, третьи — используют всё тело для достижения эффекта достоверности.

5. Разговорность.

Обладать способностью разговорной подачи материала - это большое искусство и гораздо сложнее, чем кажется с первого взгляда. Нужно уметь слету «хватать» слова и фразы с бумаги и наделять их лёгкостью и непринужденностью обиходной разговорной речи. Основные свойства разговорной речи сводятся к правильной скорости чтения и ритму дикторской речи, свойственной нам в повседневном общении. Также здесь важен баланс артикуляции, который определённо должен быть выше разговорного, не и не уподобляться бесстрастному робото-подобному дикторскому.

6. Безэмоциональное чтение.

Это умение обязательно для дикторов начитывающих большие обучающие курсы, обширные мультимедийные презентации, технические начитки, аудиокниги и пр. Диктор, работающий над большими объёмами озвучиваемого материала обязательно должен обладать (и обладает) данным мастерством. Это избавляет диктора от необходимости прочитывать много страниц текста непосредственно перед сессией озвучки, помогает сэкономить время самой сессией озвучки. Способность же читать материал с листа, сканируя последующие предложения и исправляя на ходу знаки препинания, выделяя необходимые места, опять-таки, экономит массу времени и сил - как самому диктору, так и всему персоналу студии. Нервные импульсы, связывающие Ваше зрение-мозг-рот, как раз и отвечают за данное качество профессионального диктора. Вырабатываются данные навыки только одним способом — годами тренировок. Читайте все, что можно прочесть и только вслух. Читайте сказки своим детям, рекламу на вывесках, состав микроэлементов на упаковке собачьего корма и пр.

7. Скорость чтения.

Читать быстро, не теряя при этом артикулирования - также крайне необходимое умение для диктора профессионала. Очень часто при записи голоса для аудиорекламы необходимо уложить в короткий промежуток времени (30 секунд) сравнительно большой текст. Именно в этот момент и требуется мобилизовать данное умение.

8. Координация.

Об этом качестве профессионального диктора мы говорим после постоянности и безэмоционального чтения. И это качество ментальной памяти Ваших мышц, когда Ваши глаза встречают слова и предложения в тексте, передаются в мозг, а затем в речевой аппарат, уже в виде слов. Мы называем это «координация глаз-мозг-рот» и данное качество вырабатывается у профессиональных дикторов только спустя сотни тысяч озвученных страницы текста, либо с годами практики и работы. Опять же, тут очень много зависит от Ваших данных. У некоторых людей есть способность читать тысячи и тысячи знаков, перед тем как они ошибутся или собьются.

9. Актёрское мастерство.

Любая часть дикторской работы — это актёрское мастерство. Будь то холодное, бесстрастное прочтение или эмоциональный репортаж — и то и другое — умение вживаться в роль. Хорошо, если диктору даётся мастерство перевоплощения легко и непринуждённо. Однако, если диктор хорош только в бесстрастном чтении технического материала, а требуется изобразить совершенно другой образ, например, неуверенного юношу, вполне возможно будет смысл отдать предпочтение другому диктору с более высокими способностями к перевоплощению.

10. Убедительность.

Есть такая звукорежиссёрская поговорка: «Диктор всегда говорит так, как будто он знает, о чём речь, даже если он не имеет не малейшего понятия, о чём идёт речь». Эта поговорка должна быть своего рода мантрой для любого диктора, желающего стать профессионалом в своём деле. Совершенно не имеет значения вид проекта озвучивания, не имеет значения интонация диктора, темп, стиль начитки и прочее — Вы всегда должны звучать убедительно!

11. Контроль.

Профессиональные дикторы всегда отлично контролирую себя. Точнее, контролируют свой голос. Контролируют тональность своего голоса, громкость своей речи, дыхание, ритм. Дикторы контролируют тональность своего голоса посредством изменения интонаций (интонирования). Громкость голоса должна быть всегда примерно одинаковой. И контроль дыхания происходит путём пропорциональных вдохов-выдохов и нужного ритма дыхания. Этот дикторский навык очень полезен во время правок, вносимых в уже записанные треки. У профессиональных дикторов вновь записанный материал не отличается от записанного ранее.

12. Уверенность.

Лучшее, что Вы можете принести с собой на сессию по озвучиванию — это уверенность. Не стоит, однако, путать уверенность с искусственной бравадой или самовлюблённостью. Настоящая уверенность приходит с чувством готовности: знанием материала будущей озвучки, знание требований к прочтению материала, знание требований звукорежиссёра и режиссёра и, конечно же, знание своих собственных сил и - собственный дикторский опыт.


Предыдущая статья
Женский голос для ivr
Следующая статья
Статья, заниженная самооценка своего голоса